Главная » Контент » БОЛЕЗНИ » Инвазионные болезни

« Демодекоз собак. А. М. Черноусов | Гельминтозы »

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЗАРАЗНЫХ БОЛЕЗНЯХ

Заразные болезни, возбудителями которых являются животные организмы (гельминты, паукообразные, насекомые и простейшие), называются инвазионными, или паразитарными.
Собаки и кошки заражаются этими болезнями алиментарным путем (пассивно паразиты попадают в рот вместе с кормом или водой); контактно (при соприкосновении здорового животного с больным, а также через предметы ухода); внутриутробно (плод заражается в матке животного в период беременности самки); через кровососущих членистоногих (клещи).
Инвазионные болезни диких животных, возбудители которых бывают патогенными как для домашних животных, так и для человека, акад. Е.Н. Павловский назвал природно-очаговыми (трихинеллез и др.).

Локализация паразитов.

У собак и кошек возбудители инвазионных заболеваний приспособились к обитанию во многих органах и тканях. Паразиты большинства видов имеют специфическую локализацию (например, описторх кошачий — только в печени).
Однако некоторые виды способны паразитировать в различных органах и тканях (токсоплазмы в мозгу, глазах, крови и др.). Иногда наблюдается извращенная локализация паразитов (токсокары в желудке).
Для большинства возбудителей инвазионных болезней характерна стационарная (постоянная) локализация (огуречный цепень в тонких кишках), для других — временная (половозрелая трихинелла в кишечнике), для третьих (немногих) — транзитная (личинки анкилостомы мигрируют по кровеносной системе).

Источники и факторы передачи инвазии.

Источником инвазии могут быть только больные животные и паразитоносители (собаки и кошки).
К факторам передачи инвазии относятся почва, трава, подстилка, вода из луж, содержащие личинки и яйца гельминтов, цисты простейших; многие беспозвоночные животные — носители инвазионных личинок паразитических червей (промежуточные хозяева).

Противопаразитарные препараты.

К этиотропным (специфическим) средствам, применяемым для лечения и профилактики инвазионных заболеваний собак, кошек и других домашних животных, относят несколько групп препаратов, в зависимости от того, на какую группу паразитов они действуют губительно.
Антгельминтики (антгельминтные средства) — лекарственные препараты, применяемые для освобождения организма животных от гельминтов, или паразитических червей (филиксан, фенасол, соли пиперазина, левомизол, фензол, ивомек, аверсект).
Инсектициды — препараты, губительно действующие на паразитических насекомых и применяемые для их уничтожения; акарициды — вещества, убивающие клещей. Большинство инсектицидов одновременно губительно действуют и на клещей, т.е. им присуща функция и акарицидов. Такие средства нередко называют инсектоакарицидами (циодрин, севин, бутокс, бензил-бензоат).
Антипротозойные, или противопротозойные, средства применяют животным (собакам, кошкам и др.) против протозойных болезней (азидин, беренил, трипансинь и др.).
Противопаразитарные средства с лечебной целью назначают собакам и кошкам внутрь (ангтельминтики), для обработки кожного покрова (инсектоакарициды) и подкожно (антипротозойные средства).

Профилактика паразитарных болезней.

Известно, что любую болезнь собаки, кошки легче предупредить, чем лечить. Поэтому профилактические мероприятия должны находиться в центре внимания как ветеринарных врачей, так и владельцев четвероногих друзей человека.
Эффективность и результативность профилактических противопаразитарных мероприятий в значительной степени повышаются при комплексном их проведении.
К основным профилактическим мероприятиям относятся: соблюдение правил содержания и кормления собак и кошек, хороший уход за ними; недопущение контакта животных с промежуточными хозяевами и переносчиками паразитов; истребление крыс и мышей, отлов и уничтожение бродячих собак и кошек — распространителей инвазии среди домашних животных и человека; изоляция собак и кошек, пораженных накожными и другими болезнями; запрещение скармливания собакам и кошкам инвазированных (зараженных) мясных продуктов и их отходов; проведение профилактических дегельминтизаций и химиопрофилактических обработок собак и кошек (до клинического проявления болезней); дезинвазия предметов ухода за животными и объектов внешней среды от паразитов и их зародышей (яиц и личинок гельминтов, цист простейших).
Особенно тщательно следует проводить предупредительные меры против антропозоонов (трихинеллез, токсоплазмоз и др.). В этой работе необходимы совместные усилия ветеринарных и медицинских работников при активной помощи владельцев собак и кошек.

категория: СТАТЬИ, БОЛЕЗНИ, ...собак и кошек / ключслова: болезнь / / Дата публикации: 17 октября 2014 / печать