Главная » Контент » БОЛЕЗНИ » Изоспороз

« Демодекоз собак. А. М. Черноусов | Токсоплазмоз »

Изоспороз — протозойное заболевание собак и кошек, основными возбудителями которого являются изоспора собачья (Isospora canis) и изоспора кошачья (I. felis), паразитирующие в тонком кишечнике этих животных.

Ооцисты изоспор яйцевидной формы, средней величины (35-45 мкм длины), покрыты тонкой двухконтурной оболочкой серого цвета. Зрелая ооциста внутри содержит две спороцисты, включающие по четыре спорозоита, а также остаточное тело (рис. 23,5), а у кошачьей изоспоры остаточные тела имеются и в спороцистах.

Жизненный цикл.

Указанные выше изоспоры развиваются сложным путем: в эпителиальных клетках кишечника животных они проходят две фазы развития — шизогонии (множественного размножения) и гаметогонии (полового размножения); во внешней среде осуществляется третья фаза — спорогонии (внутри ооцисты формируются две споры с четырьмя спорозоитами).
Собаки и кошки заражаются изоспорозом алиментарным путем (при заглатывании зрелых ооцист).

Изоспорозом чаще заражаются и тяжело болеют щенки и котята. Ооцисты изоспор обладают высокой устойчивостью к химическим средствам (дезинфектантам).

Инкубационный период непродолжительный (5-8 дней). У больных собак и кошек отмечают угнетение, плохой аппетит, профузный понос, симптомы интоксикации (клонические судороги), истощение. Возможен летальный (смертельный) исход.

Основным методом диагностики изоспороза считают исследование полежавших проб фекалий кошек и собак по Фюллеборну. Учитывают также симптомы болезни и эпизоотологические данные.

Первая помощь.

Для исключения инфекционных болезней собаке (кошке) измеряют температуру (при изоспирозе она чаще невысокая), улучшают условия содержания (ежедневно обрабатывают пол и кормушку горячей водой), назначают легкопереваримые корма.

Необходимо соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные правила содержания служебных, комнатных и охотничьих собак, а также кошек, полноценный кормовой рацион и проводить периодическую дезинвазию (термическую) объектов внешней среды. Проведение этих мер уменьшает возможность инвазирования домашних плотоядных изоспорозом.

категория: СТАТЬИ, БОЛЕЗНИ, ...собак и кошек / ключслова: болезнь, собака / / Дата публикации: 17 октября 2014 / печать