Главная » Контент » БОЛЕЗНИ » Пироплазмоз собак

« Демодекоз собак. А. М. Черноусов | Изоспороз »

Пироплазмоз — остро протекающая природно-очаговая болезнь собак, а также лисиц и енотовидных собак, вызываемая кровепаразитом — пироплазмой собачьей (Piroplasma canis), которая паразитирует преимущественно в эритроцитах.

Пироплазма собачья в эритроцитах имеет округлую, грушевидную и парногрушевидную формы, от 3 до 5 мкм длины. Преобладают грушевидные паразиты; парногрушевидные соединены острыми концами под острым углом.
Зараженность эритроцитом у больной собаки колеблется от 5 до 10%.

Жизненный цикл.

Инвазия передается от больной собаки к здоровой иксодовыми клещами, причем в организме последних пироплазмы развиваются, по-видимому, множественным делением, а в эритроцитах собак — простым делением. Для пироплазмы собак характерна также трансовариальная (через яйца) и трансфазная (от одной фазы к другой) передача возбудителя в период развития клещей.

Эпизоотологические данные

Основными переносчиками пироплазмы собачьей являются клещи-кожерезы (Dermacentor pictus, D. marginatus) и веероголов (Rhipicephalus sanquineus), которые обитают в лесах, кустарниках и на лугах. Наиболее активны иксодиды весной и осенью; в эти периоды обнаруживают энзоотические вспышки пироплазмоза среди охотничьих и декоративных собак. Дикие плотоядные способны создавать природные очаги пироплазмоза в отдельных лесах.

Инкубационный период болезни короткий (6-12 дней). Преобладает острое течение пироплазмоза: температура 40-41 C, частые пульс и дыхание, общее состояние животного угнетенное, моча красная (гемоглобинурия), наблюдаются желтушность слизистых оболочек, снижение аппетита. Длительность болезни 3-5 дней. При хроническом течении болезни симптомы заболевания выражены слабее и болезнь длится 3-5 недель.

Учитывают клинические признаки, эпизоотологические данные (обнаружение на коже собаки присосавшихся клещей). Решающее значение имеют результаты микроскопии мазков крови, окрашенных по Романовскому-Гимза (обнаружение пироплазм).

Первая помощь.

При ухудшении общего состояния собаки (после возвращения из леса) тщательно обследуют кожу животного на наличие иксодовых клещей. В случае их выявления измеряют температуру тела собаки, назначают углеводную диету (сладкий чай, кофе и т.п.), предоставляют полный покой. Следует быстро доставить заболевшую собаку в ветеринарное учреждение для уточнения диагноза и применения специфических xимиотерапевтических средств.

Перед выездом на охоту или загородную прогулку в мае и сентябре желательно обработать кожный покров собак севином — суспензией или дустом.
После возвращения из леса рекомендуется тщательно осматривать излюбленные места паразитирования клещей у собак (уши, шею, промежность и др.).

категория: СТАТЬИ, БОЛЕЗНИ, ...собак и кошек / ключслова: болезнь, собака / / Дата публикации: 17 октября 2014 / печать