Главная » Контент » БОЛЕЗНИ » Туберкулез

« Демодекоз собак. А. М. Черноусов | Бруцеллез »

Хронически протекающая инфекционная болезнь многих видов животных, а также человека, которая характеризуется образованием в различных органах и тканях специфических узелков-туберкулов, склонных к творожистому перерождению.

Туберкулез вызывает маленькая кислотоустойчивая туберкулезная палочка (Mycobacterium tuberculosis). Различают несколько типов туберкулезной микробактерии: человеческий, бычий, птичий, мышиный. Все они могут вызвать заболевание у собак и кошек. Туберкулезная палочка обладает значительной устойчивостью и может продолжительное время сохраняться во внешней среде.

Туберкулезом могут заболевать собаки всех пород и возрастов; из кошек более восприимчивы сиамские. У собак чаще встречается туберкулезная палочка человеческого типа, реже — бычьего, а у кошек преобладает бычий тип.
 Заражение обычно происходит через пищеварительный тракт (при поедании внутренних органов и боенских отходов, а также молока от туберкулезных животных, при слизывании мокроты и т. п.), через дыхательные пути (пылевая инфекция) и как исключение — через кожу.  Заболеванию туберкулезом способствуют неблагоприятные условия содержания, плохое кормление, простуда и др.
 Больные туберкулезом собаки и кошки могут быть источником инфекции для других животных и человека.

Заразившиеся туберкулезом собаки и кошки могут долгое время не проявлять никаких признаков заболевания. В дальнейшем их проявление зависит от степени развития туберкулезных поражений в тканях животного.
 У собак и кошек отмечаются непостоянство аппетита, общее угнетение, быстрая утомляемость, слегка повышенная температура тела (субфебрильность), постепенное исхудание.
 При поражении органов дыхания бывает кашель, развивается одышка, нередко плеврит с болезненностью грудной клетки. Если поражаются органы брюшной полости, увеличивается объем живота. Очень часто отмечается увеличение лимфатических узлов в разных областях тела. Иногда образуются незаживающие язвы на морде и в других местах, поражаются кости конечностей.
 Заболевание туберкулезом может тянуться годами. В сырую и холодную погоду отмечается обострение болезненных явлений.

Устанавливается при всестороннем клиническом обследовании животного.Лечение туберкулеза у собак и кошек нецелесообразно. Больные подлежат усыплению.

Не следует допускать общения собак и кошек с больными туберкулезом животными, не скармливать им в сыром виде мясных и молочных продуктов, подозрительных на наличие возбудителя туберкулеза. Люди, больные туберкулезом, должны строго соблюдать правила личной гигиены и не допускать контакта собак и кошек с мокротой, остатками пищи и т. д.  Необходимо обеспечить животным хорошие условия содержания, прогулки на свежем воздухе и рациональное кормление, периодически проводить дезинфекцию помещений, предметов ухода и пр.

категория: СТАТЬИ, БОЛЕЗНИ / ключслова: болезнь / / Дата публикации: 17 октября 2014 / печать