Главная » Контент » СТАТЬИ » Стригущий лишай

« Демодекоз собак. А. М. Черноусов | Парша (фавус) »

Инфекционное, очень заразное заболевание кожи и волосяного покрова у многих видов животных, вызываемое различными видами микроскопических грибов-дерматомицетов. Легко заражаются люди.

Возбудители стригущего лишая относятся к двум видам грибов: трихофитон (Trichophyton) — вызываемая им разновидность стригущего лишая называемая трихофитией, и микроспорон (Microsporon) — вызывает микроспорию.
Грибы имеют нитчатое, разветвленное тело и образуют большое количество спор, что способствует их широкому распространению. Они обладают значительной устойчивостью к действию тела и дезинфицирующих веществ, долго сохраняются (возможно, и размножаются) во внешней среде: на подстилке, в почве, на деревянных предметах и т. п.

Носителями патогенных дерматомицетов являются мыши, крысы и другие грызуны. У собак и кошек стригущий лишай возникает и легко распространяется при нарушении зоогигиенических правил содержания, поэтому особенно часто он встречается у бездомных, бродячих животных. Такие животные представляют наибольшую опасность и для человека (прежде всего для детей). Неблагоприятные погодные условия и поверхностные повреждения кожи способствуют проявлению стригущего лишая.

Инкубационный период длится от недели до месяца. Заболевание протекает хронически и выражается в появлении на коже небольших безволосых пятен округлой формы, покрытых чешуйками и корочками асбестово-серого цвета. Чаще всего поражается кожа головы, шеи, конечностей. В запущенных случаях множественные пятна могут сливаться и захватывать значительные участки тела. Зуд отсутствует или слабо выражен.
При глубокой форме трихофитии у собак происходит нагноение волосяных мешочков, под корками скопляется много гноя.
Кошки трихофитией болеют редко, чаще у них бывает микроспория.
При микроспории пятна возникают на морде, туловище, хвосте, конечностях, у кошек также в ушах и вокруг них. Пятна с выпавшими и обломанными волосами имеют различную форму и размеры, воспалительная реакция слабее выражена.
Без лечения заболевание может тянуться месяцами, нередко приводя к исхуданию животных.

Учитывается клиническая картина и проводится микроскопическое исследование соскобов с пораженных участков кожи.
При микроспории (особенно у кошек) для ранней диагностики рекомендуется люминисцентный анализ: обнаружение зеленоватого свечения волос, пораженных возбудителем, под воздействием ультрафиолетовых лучей (в затемненном помещении).

Не допускать контакта собак и кошек с бродячими животными. У животных, поступающих в питомники или виварии, во время профилактического карантирования нужно регулярно осматривать кожу. Необходимо уничтожать грызунов. Своевременно делать прививки.
Люди, ухаживающие за собаками и кошками, пораженными стригущим лишаем, должны строго соблюдать личную гигиену.

категория: СТАТЬИ, БОЛЕЗНИ / ключслова: болезнь / / Дата публикации: 17 октября 2014 / печать