Главная » Контент » СТАТЬИ » Чума плотоядных

« Болезни декоративных птиц. | Калицивирусная инфекция кошек »

Наиболее распространенная, очень контагиозная вирусная болезнь собак.
Протекает с явлениями лихорадки, катарального воспаления слизистых оболочек, иногда с поражением центральной нервной системы или с кожной сыпью (экзантемой).

Возбудитель чумы собак — полиморфный вирус размерами от 90 до 550 нм [нм — нанометр, единица измерения (длины), равная 10(-6) миллиметра].
Относится к парамиксовирусам и имеет родство с вирусом кори человека.
Впервые его открыл французский исследователь Карре в 1905 г. В разных странах и местностях при чуме собак выделяется вирус Карре одного типа, но по вирулентности (степени болезнетворности) он может различаться.
Вирус обладает значительной устойчивостью к физическим и химическим воздействиям, хотя довольно быстро погибает при температуре 60 C (за 30 мин). В выделениях больных собак, особенно при низких температурах, в затемненных помещениях может сохраняться до 2 месяцев.

Чума — повсеместно распространенная болезнь собак и других плотоядных. Кошки экспериментально заражаются вирусом чумы, но практически не болеют этой болезнью. Название «чума кошек», которое встречается в некоторых книгах, обозначает другое заболевание — гастроэнтерит кошек или панлейкопению.
К чуме восприимчивы собаки всех возрастов, но чаще заболевают молодые в возрасте 3-12 месяцев, заболевание у них протекает тяжелее и часто оканчивается гибелью животного. Щенки подсосного периода заболевают редко, и болезнь у них протекает легче, поскольку они получают защитные антитела от матерей (особенно переболевших в свое время чумой или вакцинированных).
Собаки некоторых пород (овчарки, пудели, сеттеры) более восприимчивы к чуме.
Неблагоприятные условия содержания и кормления собак, наличие паразитов, изнеженность животных усиливают восприимчивость их к чуме.
Основной источник вируса чумы — больные собаки и вирусоносители.
Заболевание передается при прямом контакте и через различные предметы,
загрязненные выделениями больных. Вирус попадает через пищеварительный канал и дыхательные пути, изредка — через половые органы. Больные собаки выделяют возбудителя с мочой, фекалиями и другими экскрементами и секретами. Немаловажное значение в переносе возбудителя чумы собак имеет человек, меньшее — грызуны, кошки, насекомые. В питомники и другие хозяйства чума в основном заносится собаками-вирусоносителями.
Необходимо иметь в виду, что собаки, заразившиеся чумой, но находящиеся в инкубационном периоде и еще не проявившие признаков болезни, могут выделять вирус из организма и представляют опасность для других животных.

Инкубационный период чаще всего длится от 2 до 7 дней. В зависимости от возраста собаки, состояния организма, вирулентности возбудителя и ряда других условий заболевание может протекать сверхостро, остро, подостро и хронически с развитием разнообразных признаков. Принято различать катаральную, кишечную, респираторную (грудную), экзантематозную (высыпную), нервную и смешанную формы чумы у собак.
Начинается заболевание обычно лихорадкой (температура тела 40-42 C).
Носовое зеркальце сухое, иногда трескается и покрывается корками. Животные становятся прихотливыми, малоподвижными, ищут укромные места, дрожат. Аппетит ухудшается, нередко бывает рвота. Шерстный покров тусклый, взъерошенный. Довольно быстро развивается катаральное воспаление слизистых оболочек дыхательных путей и глаз. Из ноздрей обильно выделяется серозный, затем слизисто-гнойный экссудат, собаки чихают, фыркают, трут нос, дыхание учащенное, сопящее. Вытекающий из глаз экссудат также приобретает гнойный характер, подсыхает в виде корочек, склеивает веки. Появляется кашель, могут быть пневмония и плеврит (как результат действия различной вторичной микрофлоры на ослабленный вирусом организм собаки).
Если поражается пищеварительный канал, отмечаются жажда при отсутствии аппетита, рвота, понос с примесью слизи, крови, с непереваренными частицами корма. Собаки худеют, щенки заметно отстают в росте и развитии.
При поражении кожи появляются на животе и других бесшерстных местах небольшие красные пятна, которые постепенно превращаются в узелки, а затем в пузырьки с желтовато-зеленым гноем. Пузырьки лопаются, и гной подсыхает в виде темно-бурых корок. В наиболее типичных случаях заболевание длится 1-3 недели и обычно заканчивается выздоровлением. Иногда бывают рецидивы или различные осложнения. В редких случаях чума протекает легко, с маловыраженными признаками.
При нервной форме чумы отмечаются беспокойство и возбужденность собаки, судорожные сокращения мускулатуры, вынужденные движения с нарушением координации, эпилептические припадки, развиваются парезы и параличи. Выздоровление при этой форме бывает редко.
Чем дольше собака болела чумой, тем чаще у нее отмечаются остаточные явления: аппетит переменчивый, возобновляется понос или кашель, остаются судорожные подергивания некоторых мышц, нарушение слуха, зрения или обоняния.
У собак изредка встречается своеобразная «болезнь твердой ноги», которая характеризуется сильным утолщением и затвердеванием верхнего эпителиального слоя пальцевых мякишей — подушечек. Со временем такие эпителиальные разращения размягчаются и отторгаются в виде щитков.
Изменения кожи могут сопровождаться и общими чумоподобными признаками, в частности поражением центральной нервной системы. Многие исследователи считают, что «болезнь твердой ноги» представляет собой не самостоятельное заболевание, а особую форму чумы.

Чуму собак диагностируют на основании клинических признаков, эпизоотологических данных, а в некоторых случаях учитывают патологоанатомические изменения или проводят лабораторные исследования.

Первая помощь.

Изоляция больных, создание улучшенных условий содержания и кормления
собаки, возможно раннее обращение в ветеринарно-лечебное учреждение.

Диета.

Слизистые супы с мелкими кусочками мяса, мясной бульон с добавлением яичного желтка, рисовая молочная каша. Исключить сырое молоко и воду, давать крепкий чай, небольшие дозы красного вина.
Необходимо также тщательно и регулярно проветривать помещение, а в хорошую теплую погоду прогуливать собак в изолированном дворике.
Во время заболевания проводят текущую дезинфекцию, а после его ликвидации — заключительную. Для дезинфекции применяют 2%-ный раствор едкого натра, осветленный раствор хлорной извести с 2% активного хлора, 3%-ную эмульсию лизола и др. В условиях квартиры можно использовать для дезинфекции 2%-ный раствор хлорамина.

Правильно содержать и кормить собак.
Если вновь прибывшие собаки поступают в хозяйство (питомники и др.), их выдерживают в профилактическом карантине 30 дней (служебный — 21 день).
Если в квартире пала собака от чумы, не приобретайте щенка в течение нескольких лет без совета ветеринарного врача.
Для специфической профилактики применяют вакцинацию собак против чумы живыми или убитыми вакцинами. Вакцинацию проводят в ветеринарных учреждениях.

категория: СТАТЬИ, БОЛЕЗНИ, ...собак и кошек / ключслова: вирус, болезнь / / Дата публикации: 30 июня 2014 / печать