Главная » Контент » СТАТЬИ » Вирусные респираторные болезни кошек

« Демодекоз собак. А. М. Черноусов | Гемобартонеллез кошек »

Вирусные респираторные болезни кошек, или вирусный насморк, — сборное название инфекционных, недостаточно изученных болезней кошек, которые характеризуются главным образом воспалением слизистых оболочек верхних дыхательных путей.

При этих заболеваниях кошек различные исследователи выделяли разные вирусы, относящиеся к группам герпесвирусов, пикорнаи реовирусов.
Вероятно, в большинстве случаев эти вирусы действуют совместно с другими микроорганизмами (бактериями, микоплазмами и пр.), для которых они как бы подготавливают почву в организме. Указанные вирусы хорошо размножаются в клетках слизистой оболочки конъюнктивы, рогоглотки, носовой полости и других частей дыхательного аппарата.

Вирусные респираторные инфекции кошек, очевидно, широко
распространены во многих странах, но без тонких вирусологических исследований в каждом случае трудно говорить об определенной инфекции.
Заболевания поражают всех кошачьих. Заболевают кошки любого возраста, но котята-сосуны иногда обладают слабым иммунитетом, полученным от матери.
При групповом содержании кошек респираторные болезни могут значительно распространяться и приобретать характер более или менее постоянных энзоотий. Основной способ заражения — аэрогенный (через дыхательные пути), что способствует быстрому распространению болезни.
У кошек возбудители респираторных инфекций нередко находятся на слизистых оболочках дыхательных путей в дремлющем, латентном состоянии и лишь при воздействии на организм различных стрессфакторов, особенно простуды, вызывают клинически выраженное заболевание.

Икубационный период от 2 до 5-7 дней. Заболевшее животное начинает внезапно чихать. Общее состояние и аппетит кошки остаются нормальными. При надавливании на крылья носа из ноздрей выделяется серозный секрет. Затем развивается воспаление слизистой оболочки глаз, она сильно набухает, глазная щель суживается, веки в дальнейшем склеиваются грязно-серым гнойным экссудатом. При усилении насморка затрудняется дыхание. Волосяной покров вокруг рта, носа, на подгрудке и лапках запачкан выделениями из носа и глаз.
По мере развития заболевания общее состояние животного ухудшается, повышается температура тела, появляется пузырчато-язвенный стоматит с поражением слизистой оболочки языка и губ, отмечается воспаление трахеи, бронхов и легких. Рвота и понос бывают редко, но животные худеют. Кожа в местах загрязнения воспаляется, изъязвляется носовое зеркальце, иногда и роговица. Изредка заболевание сопровождается абортами и признаками поражения центральной нервной системы.
Длительность болезни — 10-14 дней, в редких случаях она затягивается на несколько недель и выражается редким кашлем и непостоянным насморком.
Кошки с явлениями язвенного стоматита или пневмонии, как правило, погибают.

Основывается на клинических данных с учетом особенностей распространения болезни и результатов лабораторного исследования крови (для отличия от панлейкопении).
Лечение симптоматическое. Против секундарной микрофлоры можно применять антибиотики и сульфаниламидные препараты. Носовую полость и глаза промывают слабыми растворами антисептиков и хорошо очищают их от подсыхающего экссудата. Рекомендуется полоскание ротовой полости отваром шалфея. Больным дают витамины А и Е. Необходимо улучшить общий уход за больными и их кормление.
Профилактика предполагает постоянное соблюдение правил содержания животных.

категория: СТАТЬИ, БОЛЕЗНИ, ...собак и кошек / ключслова: болезнь / / Дата публикации: 17 октября 2014 / печать